Адрес: 247802, г.Наровля,
ул. Коммунистическая, 3
Е-mail:
Телефон: (+375 2355) 4-33-12
Телефон-факс: (+375 2355) 4 32 41
Революционное движение в Наровле
Когда началась война, жители Ничипоровки активно включились в борьбу с фашистами.
С приходом в наш район в 1942 году партизанской группы под командованием Владимира Яромова, многие сразу добровольно ушли сражаться в «партизаны». Деревня, благодаря своему расположению, окруженная лесом, помогала отряду, чем могла: жители пекли по ночам хлеб и ходили в разведку.
В августе 1943 года Ничипоровка стала еще одним населенным пунктом, где фашисты оставили свои кровавые следы.
Жители деревни уже знали, что идет карательный отряд и в большинстве своем спрятались в заболоченной пойме реки Хани. Среди жителей нашлись и те, кто решил, будь, что будет и остались в деревне.
Некоторых из жителей Ничипоровки фашисты захватили в лесу, по пути к деревне, до которой от Лубеня через лес километра четыре. Одной из тех, кого им удалось схватить, и кому затем посчастливилось выжить, была партизанская связная Надежда Рабчук.
Вот ее рассказ, найденный в одном из школьных архивов.
«Когда я шла домой, не доходя до деревни Ничипоровка, при переходе дороги нарвалась на немцев. Они стали стрелять по мне. Я упала и почувствовала, что ранена в левую руку и правую ногу. Фашисты подъехали ко мне и стали бить прикладами, а потом погнали перед собой в Ничипоровку. Мы проходили мимо моих детей, которые сидели перед выгоревшим дубом. Я стала плакать и просить немцев, которые меня вели, чтобы они дали забрать мне моих двоих детей. Они, правда, послушались меня, забрали детей. Когда мы шли по деревне, из одного дома выбежали две женщины: Павловская Соня и Грищенко Анастасия. Их тоже поймали и присоединили к нам, а затем повели всех нас на следующий конец деревни.
Привели во двор, где находились немцы и полицейские. Меня сразу же повели на допрос. Все допрашивали, где партизаны и где их стоянка, но я ответила, что я об этом ничего не знаю. Спрашивали, почему я не сдавала молоко для немецкой армии. Но я ответила, что у меня нет коровы и молока. Мне начали грозить, что если не скажу, то зажмут в клещи, тогда все скажу. Но я ответила, что все равно не скажу, потому что ничего не знаю. Спрашивали, или давала молоко партизанам. Я сказала, что всяко бывало. Но докончить допрос не пришлось.
В это время начали из леса обстреливать карательный отряд. Они бросили меня допрашивать и разбежались кто куда. А мне сказали, чтобы я сидела и ждала их. Но как только они ушли, мы, пользуясь их растерянностью и темнотой (так как был уже вечер), убежали и спрятались в огороде в кустах, затем убежали в лес.
Каратели погнали людей к сараю, туда бросили моего брата и Грищенко Анастасию. Сарай подожгли, все люди сгорели. Их было там человек 15-16. После своих злодеяний карательный отряд ушел из Ничипоровки. А деревню сожгли, угнали из нее скот. Люди, кто успел убежать, построили в лесу курени и жили там. Я тоже построила курень около людских и жила там».
Убитых и сожженных карателями жителей деревни, оставшиеся в живых родственники, погрузили на подводу и завезли на кладбище в деревню Дзержинск, где и похоронили всех в братской могиле».
Источник: https://narovlya.by/themes/novosti-narovli/kak-karateli-sozhgli-nichiporovku/
Патриотический автопробег «Во имя Памяти и Славы» прошел на Наровлянщине
Жители района посетили памятные места, чтобы возложить цветы и почтить минутой молчания тех, чьи жизни унесла Великая Отечественная война.
Старт патриотическому мероприятию был дан у мемориала мирным жителям на улице Молодежной. Ведущие рассказали о трагедии, случившейся на этом месте 22 ноября 1941 года. Проникновенное стихотворение об ужасной участи детей прозвучало из уст Марии Леончик. Минута молчания… и только метроном, отсчитывающий годы, которые могли прожить те, кто погребен в братской могиле.
Далее представители общественных объединений, органов местного управления, организаций и предприятий, молодежь проехали маршрутом Памяти по населенным пунктам района. Они побывали в Буде Головчицкой, Будках, Головчицах, Демидове, Лубене, Кирове, Хильчихе и Вербовичах. И у подножья каждого обелиска, памятника, монумента ложились живые цветы, и в молчании присутствующих читалась скорбь.
Жизнь — подвиг
Николай Аникеевич Юденко, уроженец Дерновичей был одним из тех участников Великой Отечественной войны, кто ушел на фронт в 1941 году. Первое боевое крещение сержант Юденко получил под Калугой. Участвовал в боях в составе моточасти Белорусского фронта. Во время освобождения Польши был тяжело ранен. После излечения служил в охранных войсках Тулы. Боевое ранение наложило отпечаток на последующую жизнь фронтовика. Физическим трудом заниматься он не мог. Но стойкий воин не сдался недугам: закончил сельскохозяйственный техникум в Речице и 30 лет проработал ветврачом в совхозе.
Неоднократно получал грамоты, премии, благодарности. Его боевой путь отмечен наградами: орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией». Последствия ранения снова дали о себе знать. После двух длительных и мучительных операций Николай Аникеевич лишился обеих ног. Казалось, жизнь закончилась. Но он нашел в себе силы пережить трагедию, хотя стойкости и мужества понадобилось больше, чем на войне. Выжить помогла забота близких людей, друзей. Его часто навещали работники Наровлянского ТЦСОН, редакции газеты «Прыпяцкая праўда», председатель районного совета ветеранов.
Наперекор судьбе Николай Аникеевич до последних дней активно участвовал в районных мероприятиях, праздновании Дня Победы, Дня Независимости, Дня освобождения Наровлянщины от немецко-фашистских захватчиков, постоянно интересовался жизнью района.
Иван ГРУШЕВСКИЙ
Источник: https://narovlya.by/themes/2022-god-istoricheskoj-pamyati/strong-zhizn-podvig-strong-em-em/
История, нетерпящая искажения
В рамках Года исторической памяти для работников учреждения «Наровлянский территориальный центр социального обслуживания населения» проведён исторический экскурс «Будем жить и помнить» с посещением базирования 27-ой партизанской бригады им. С.М. Кирова в д.Лубень, Наровлянского района.
Экскурсовод рассказала об этапах становления партизанского движения на Наровлянщине, о сложных и трагических судьбах, не выдуманных героях партизанской бригады. Была проведена квест-игра, в ходе которой работники решали головоломки и ребусы.
Эпилогом выездной экскурсии стало возложение цветов, зажигание свечей памяти у мемориального знака и проведение минуты молчания.
По дороге из Наровли на Тешков, после поворота на Конотоп, сразу за лесом начинается урочище Городище. Здесь есть место, которое называется Городок. В Тешкове так и говорили — Городок на Городищах. Об этом Городке и о том, в чем же его историческая ценность, расскажем в этой публикации.
Еще до катастрофы на ЧАЭС Городища были колхозным полем, и Городок хорошо просматривался. Он с правой стороны, когда выезжаешь из леса. Теперь лесопосадка скрывает его.
Даже у человека далекого от исторических премудростей создается впечатление, что он попадает в место, которое «дышит» историей.
Когда-то это было укрепленное поселение на мысу Припяти. Прошли десятки сотен лет, Припять не раз меняла свое русло, вместо реки теперь там заросшее хмызняком болото.
На Городке можно увидеть все, что характерно для древнего поселения: место, где находились детинец и посад, где были крепостные ворота, спуск к реке и большой курган. Там хоронили наших древних предков. Одним словом, здесь сохранился комплекс археологических памятников, и в этом, наверное, его ценность.
Ответ на него дают нам куски битой посуды — керамика.
Чтобы ответить на вопрос, что за племена жили в том или ином месте, особенно, если это было не сотни, а несколько тысяч лет назад, в доисторическую эпоху, когда люди не умели писать, ученые ввели понятие археологическая культура.
Находят что-то характерное в изображении узора на фрагментах керамики или в изготовлении каменных орудий труда и определяют, к какой культуре отнести владельцев этих артефактов.
Так вот, в нашем случае, глядя на такие фрагменты керамики с Городка, можно предположить, что здесь жили племена шнуровой керамики, средне-днепровской культуры. Это бронзовый век.
Значит, появился Городок примерно 5 000 тысяч лет назад.
Древность этого места подтверждает и сохранившаяся о нем легенда, рассказанная старожилом деревни Тешков (здесь и далее стилистика сохранена, — прим. авт.).
«Ехал по Городищам казак. И тут из болота вылез здоровенный змей, как удав, и стал за ним ползти, его догонять. Кинулся казак наутек, но видит, что не утечет.
Чтоб спастись, он на ходу уцепился за ветку с хвои, повис на ней, а потом залез на дерево и сидит там. Догнал змей сначала коня, задушил, выпил с него кровь, а затем давай к хвое подползать, где казак сидел. Обвился вокруг нее и ползет до казака. А у того сабля была. Рубанул он змея этой саблей по голове и убил.
Так затем собрался народ и хотели судить казака. А за что ж его судить?»
На этом вопросе, который не мог объяснить рассказчик, закончилась легенда. И действительно, за что судить казака?
Все дело в том, что все легенды, в которых в качестве героев фигурируют змеи, очень архаичны.Змей у древних племен был связан с культом подземного мира, умерших предков, который затем трансформировался в культ славянского бога Волоса, «скотьего бога», бога богатства. В бронзовый век скот был главным богатством племени.
Легенда отражает, что, убив змея, культовое животное, человек по представлениям живших в эпоху бронзового века людей, обрекал их на голод и нищету. Как уже выше упоминалось, на Городке есть курган. Насыпь рядом с городищем высотой больше десяти метров. У этого кургана тоже сложилась своя отдельная история. О нем местные жители говорят так:
«Этого кургана солдаты шапками насыпали, а похоронен там какой-то князь, или хан». В исторических источниках он упоминается еще как «Цыганская могила».
Курганы строились, как правило, рядом с рекой, которая символизировала границу между миром живых и мертвых. В нашем случае это соблюдено. Немаловажную роль играла высота насыпи кургана. Насыпь нужна была для того, чтобы душа умершего человека приподнялась над землей и быстрее улетела на тот свет. Чем выше курган, тем быстрее она это сделает. Знатным людям насыпали большие курганы. Это подтверждают и данные археологических раскопок других подобных мест.
На самом деле, глядя на такое красивое творение рук человеческих, невольно подумаешь, что похоронен здесь был, как у нас говорят, «кто-то не из простых».
Теперь, к сожалению, уже сложно предполагать, а можно только думать и гадать, кто там был захоронен. Только за последнее столетие его дважды раскапывали. Первый раз это делали поляки во время советско-польской войны 1920 года, а второй раз солдаты воинской части, что базировалась в Тешкове после катастрофы на ЧАЭС.
Они подогнали БАТ (бульдозер на артиллерийском тягаче) и раскопали его. В таком раскопанном виде он сохранился до наших дней. В районе Городища курган был не один. Неподалеку от этого места в урочище Рудица было еще два кургана. Их при строительстве моста через Словечну и дороги к нему, раскопали, примерно, в начале 70-х.
Племена культуры шнуровой керамики строили курганы, об этом рассказывают учебники по археологии.
И еще, пожалуй, самая главная ценность этого археологического объекта в том, что эти племена, в том числе, что жили на Городке возле Тешкова, сыграли решающую роль в формировании племен славян, балтов и германцев в качестве их общей подосновы. А мы прямые наследники людей, что жили здесь 5 000 лет назад.
(источник: https://narovlya.by/novosti/na-gorodishhah-gorodok/)
Почтили память погибших
Празднование 77-летия Великой Победы в Наровлянском районе началось с торжественной церемонии возложения цветов на партизанской стоянке. По многолетней традиции праздничным мероприятиям на Наровлянщине предшествуют посещение памятных мест, памятников воинам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В этом году торжественную миссию выполнили представители райисполкома и организаций района.
По традиции празднование началось с торжественного митинга в городском парке у братской могилы погибшим советских воинов, партизан и мирных жителей. С поздравительной речью перед присутствующими выступил председатель райисполкома Сергей Дылюк.
— От всей души желаю здоровья, мира, добра и благополучия. Пусть больше никогда небо над нашей Родиной не омрачают черные тучи войны. И пусть всегда живет в благодарных сердцах память о всенародном подвиге, о те, кто подарил нам жизнь под мирным небом родного Отечества, — пожелал он наровлянам.
Произвел на гостей впечатление флешмоб «Беларусь — земля славы ратной», организованный работниками отдела образования, спорта и туризма. И это неудивительно, ведь нет ни одного города, поселка или маленькой деревушки, которых не коснулась бы война. Каждый из нас хранит память о дедах и прадедах, отстоявших нашу Родину, о тех, кто проявил героизм на полях сражений, и о тех, кто ковал Победу в тылу. Беларусь помнит…
Праздничные мероприятия, посвященные 77-й годовщине Великой Победы, продолжились на площади Октябрьской в Наровле.
Основной площадкой для праздничных мероприятий стала площадь Октябрьская. На открытом воздухе развернулись различные интересные активности. Здесь были представлены выставки военной техники и вооружения органов пограничной службы, изделий декоративно-прикладного искусства, различные инсталляции. Артисты Наровлянщины подготовили концерт «Лейся, песня боевая!»
В праздничный день не только работники культуры, но и торговля удивляли наровлян и гостей города сервисом и создавали хорошее настроение. В 22.00 финальной точкой празднования Великой Победы стал салют.
(Источник: https://narovlya.by/novosti/77-j-mirnyj-nash-god-prodolzhenie/ )
У истоков «Спадчыны»
Анна БЫЧКОВСКАЯ выступала на сцене 33 года. За это время народный фольклорный коллектив «Спадчына» с концертной программой объехал не только каждый уголок Наровлянщины, но и многие города Беларуси.
Сегодня Анна Григорьевна живет в Наровле. Судьба у женщины сложная. Родилась в Смолеговской Рудне. Она ровесница Великой Отечественной войны. Отец не вернулся с фронта. В семье воспитывалось пятеро детей. Когда Анечка ходила во второй класс, умерла мать. Забота о сестрах и брате легла на плечи старшей сестры. Трудилась Анна Бычковская на ферме, доила коров, ухаживала за свиньями, работала в клубе, в библиотеке, затем начальником почты в Смолегове. С мужем прожила всего три года. Рано овдовела, после чего так и не вышла замуж. Песню полюбила давно. Когда в деревне люди загоняли коров, справлялись по хозяйству, вечером собирались на лавочке и пели так, что «трещали углы».
Теперь она в ансамбле не поет, но ей есть что вспомнить и рассказать:
— В Смолеговской Рудне престольный праздник — Троица. В этот день мы решили организовать односельчанам концерт. Украсили сцену ветками клена. Нам аплодировали стоя и бросали букеты на сцену. Мы решили продолжить выступления в других деревнях. Я руководила коллективом, с сестрой составляли концертную программу, объявляли номера. Если танцевали «Яблочко», тельняшки просили у моряков, исполняли военные песни — форму брали у солдат, которые пришли из армии. На сцене мы инсценировали свадебные обряды, которым учились у старших. Концертных костюмов не было. Их заведующий клубом Леонид Ястремский попросил в отделе культуры, откуда на репетиции к нам приезжала Нина Гарцман. Затем мы выступили в Наровле, где нас высоко оценили. Так и зародился коллектив «Спадчына».
По словам Анны Григорьевны, состав ансамбля постоянно менялся. Среди первых были гармонист Василий Дубенок, его жена Мария, Надежда Ястремская, Мария Бычковская, Анна Чухинская, Анна Коцемба. Анна Бычковская не только пела, но и играла на таких самодельных музыкальных инструментах, как гребенка, трубка и барабанчик.
После выселения Смолеговской Рудни ансамбль продолжил деятельность в Наровле. С концертами он побывал всюду. Запомнилось Анне Бычковской выступление в Минске, когда они с Юрием Росликом исполняли «Катюшу». Юрий Алексеевич аккомпанировал на гармошке, а она на гребенке, которой расчесывали пряжу. Когда уходили со сцены, ее остановил военный, с интересом и удивлением рассматривал диковинный инструмент. А еще коллективу посчастливилось выступать в Лясковичах, где в числе зрителей был Президент.
Песен Анна Бычковская знает очень много. Ей не по душе лишь частушки. Певица считает, что надо петь так, чтобы голос на земле не оставался, а летел до неба.
(источник: https://narovlya.by/novosti/u-istokov-spadchyny/)
Совместный проект Министерство информации Беларуси и лауреата премии президента » За духовное возрождение» Владимира Лиходедова.
В нем размещались райком партии и другие общественные организации и объединения. Теперь здесь находятся районный Совет депутатов, отдел образования, спорта и туризма райисполкома, а также центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций.
(источник: https://narovlya.by/novosti/batskaushchyna-administrativnoe-zdanie-na-ploshhadi-lenina/)
Делегации из шести районов высадили по 35 саженцев, как дань памяти о 3500 мирных жителях, убитых во время Великой Отечественной войны.
В Год исторической памяти любое подобное мероприятие знаковое, ведь тем самым мы показываем правду подрастающему поколению: правду зверств, которые чинили фашистские каратели, и правду западному миру, которой так не хватает.
— Мероприятие инициировано Ельским районным Советом депутатов, чтобы в Год исторической памяти, в преддверии 77-ой годовщины Великой Победы представители разных поколений из разных районов, объединившись в едином порыве, высадили деревья в память о подвиге предков и назидание будущим поколениям, — поделилась председатель Ельского райсовета Оксана Захарченко.
По информации директора Ельского краеведческого музея Татьяны Кашевич, в братской могиле, расположенной в деревне Жуки, лежат мирные жители со всех районов, тогда еще Полесской области. Они были замучены и расстреляны немецко-фашистскими оккупантами в 1943 году.
Наровляне помнят о героях, о долге и чтят традиции. Делегация района в составе: председателя районного Совета депутатов Аллы Науменко, председателя Вербовичского сельсовета Валерия Рагули, председателя Кировского сельсовета, члена районного молодежного совета Дениса Сахарчука и директора районного центра гигиены и эпидемиологии, члена областного молодежного совета Дмитрия Казачка при поддержке районной организации Фонда Мира приняли участие в закладке Аллеи Победы, почтили память земляков.
— Мы должны помнить о героизме и подвигах людей, благодаря которым имеем возможность мирно жить, — сказал Дмитрий Казачок. — Сегодня не просто рядовое мероприятие для всех нас: оно посвящено добру, миру, справедливости. Аллея, посаженная в честь Победы в Великой Отечественной войне, станет украшением местечка и памятью для людей.
Кто в Наровле не слышал о ВИА «Резонанс»?
В 80-е и 90-е годы этот вокально-инструментальный ансамбль находился на пике популярности, а руководил им талантливейший музыкант Василий БОРИСЕНКО.
Василия Васильевича и отец был музыкантом. Мальчик брал гармошку и самостоятельно учился на ней играть. Он играл, а его одноклассник Леша Романцев танцевал «Яблочко». Талант юного дарования заметил учитель истории Арон Гузман. Дуэтом они выступали на школьных мероприятиях и даже на сцене Дома культуры: ученик — на гармошке, учитель — на мандолине. Яркие воспоминания у Василия Борисенко оставил и праздник проводов зимы на площади Ленина, когда он, играл роль Емели. Фанерная печь, на которой мальчик сидел, казалась ему высокой горой.
Василий Васильевич, несмотря на то, что посещал музыкальную школу, нотную грамоту так и не освоил. Но это не помешало ему в идеале овладеть такими инструментами, как гитара, бас-гитара, балалайка, труба, все клавишные, баян, аккордеон.
Юноша мечтал продолжить обучение в музыкальном училище, но когда зашел в кабинет местного ПТУ (сейчас — НГПЛ, — прим. автора) и увидел там множество музыкальных инструментов, остался получать профессию электрика. Здесь же продолжил занятие музыкой. Созданный им в училище народный ансамбль не раз занимал призовые места и даже отмечен грамотой композитора Тихона Хренникова. Также вместе с Олегом Котиком, Александром Семитко он играл в ансамбле «Радость», репетировали в подвале гостиницы.
Когда Василий Борисенко служил в армии, ему приходилось ходить через лес девять километров на репетиции в Дом офицеров.
— Было страшно, встречались по дороге волки, не раз думал: зачем мне это надо? Но снова и снова шел туда, ведь без музыки я не мог, — признается музыкант. — После армии ни дня не отдохнув, сразу же пошел работать директором сельского дома культуры в Головчицах.
Это было поистине плодотворное время! Здесь молодой и энергичный парень создал ансамбль народных инструментов, три ВИА: детские — «Улыбка», «Удача», взрослый — «Резонанс».
— Всего в середине 80-х на Наровлянщине существовало 18 ансамблей. Они создавались практически в каждой деревне, в каждом трудовом коллективе, проходили аттестацию, исполняли не только хиты, но и создавали свои обработки песен. Мы участвовали в различных конкурсах и фестивалях, нас приглашали на все мероприятия, кроме поминок, — смеется Василий Борисенко.
В Головчицах школьников после уроков как магнитом тянуло к талантливому музыканту. Василий Борисенко помнит до сих пор своих учеников: Юру Ковальчука, Валеру Травничка, Сергея Предченко, Сергея Пучинца, Спартака Евженко, Сергея Коробкина, а также Иру Травничек, Таню Цандер, Лену Сивак, Аню Даниленко, Лену Еременко, Олю Юрченко.
С ностальгией вспоминает он и то, как выступали на фестивале в Светлогорске, как получили приз зрительских симпатий, как заказывали костюмы в КБО, как он жалел детей и сам таскал тяжелую аппаратуру.
— На дискотеке всегда играла живая музыка, в клуб невозможно было протиснуться. Молодежь в Головчицы приезжала в кино и на танцы со всех деревень, из Наровли, из Ельска. За четыре месяца я перевыполнял годовой план платных услуг. Сначала билеты продавались, затем, отыграв свадьбу, я определенную сумму вкладывал в кассу и людей пропускал бесплатно, — делится секретом наполняемости клуба Василий Борисенко.
Привлекали гостей в это учреждение культуры и самодельные световые приборы. Навыки электрика позволили Василию Васильевичу изготавливать их самому.
Продолжал ВИА «Резонанс» свою деятельность в Наровле до 1997 года. В нем в разное время играли Алена Дыба, Олег Попов, Сергей Кримченко, Геннадий Высоцкий, Сергей Пищалко, Александр Фещенко, Дмитрий Рабченко, Сергей Ребко, среди них только Светлана Прокопенко имела музыкальное образование. Приглашать их на торжество необходимо было за три месяца.
— Наровля в процентном соотношении населения, в сравнении с соседними городами, богата талантами. Здесь очень много самородков, — считает музыкант.
— Мы постоянно удивляли всех своим выступлением. Когда меня пригласили руководить ВИА в горгазе и мы репетировали возле моего дома, послушать нас собиралась вся улица.
А еще нельзя не упомянуть тот случай, когда Василий Борисенко первый в районе приобрел клавишный инструмент «Yamaha», стоимостью 4 500 рублей. Чтобы были более понятны масштабы этой покупки, за эти деньги в те времена можно было приобрести автомобиль. Отец снял вклад со сберегательной книжки, часть денег Василий одолжил у друзей, но мечту свою осуществил.
На вопрос, реально ли возобновить ансамбль? Музыкант ответил:
— Трудно, все заняты на разных работах, разъехались кто куда, но реально.
Ведь арсенал музыкальных инструментов находится в полной «боевой» готовности.
(источник: https://narovlya.by/novosti/kto-v-narovle-ne-slyshal-o-via-rezonans/)
Беларусь в годы Великой Отечественной войны потеряла каждого третьего жителя. Но они умирали не только от рук гитлеровцев, но и полицаев — своих односельчан, соседей — идейных, не смирившихся со «сталинским режимом», или простых прихлебателей. К сожалению, и в нашем районе были пособники фашизма.
Великая Отечественная война еще не закончилась, а на освобожденных от немцев территориях начались процессы над полицаями и другими пособниками оккупационных властей. Долгие годы документы по этим уголовным делам были засекречены. Но время идет, и тайное становится явным. В ходе расследования Генпрокуратурой уголовного дела по факту геноцида белорусского народа изучается множество архивных документов. Недавно в прокуратуру района поступило несколько копий рассекреченных уголовных дел КГБ, которые касаются злодеяний и различного рода пособничества мирного населения, так называемых полицаев, немецко-фашистским захватчикам.
— Гражданин Кожедуб, житель Кныровки (Калиничи, — прим. автора), остался на временно оккупированной территории Наровлянщины, — делится информацией прокурор района Павел Ярмош. — Вместе со старостой Третьяком он насильственно отбирал у односельчан и передавал немецкой армии скот, продукты, деньги, а также способствовал вывозу жителей района на принудительные работы в Германию.
Обвиняемый Кожедуб на вопрос об обстоятельствах передачи красноармейцев немцам, рассказал, что в 1942 году они со старостой прибыли в Кныровку, переночевали, уточнили сведения по поводу находящихся в деревне красноармейцев и передали информацию немцам. Эти люди не знали жалости, им было чуждо чувство преданности. Наряду с фашистами они забирали и избивали советских солдат, а после вывозили их в неизвестном направлении.
Пособники фашистов не думали, каким мукам подвергают соотечественников. Еще недавно они сеяли вместе хлеб, за одним столом справляли праздники, а сегодня отправляли односельчан на верную смерть.
Житель Гридней Степанченко в августе 1941-го дизертировал из рядов советской армии, вернулся домой и перешел в подчинение к нацистам в качестве десятидворского, а после смерти старосты деревни занял его место. В период 1941-1943 годов организовал вывоз на принудительные работы не менее 12 человек.
В Ленпоселке в сентябре 1941 года гражданин Лис добровольно поступил на службу к немцам, был старостой. В 1942-м его завербовали в качестве агента немецкой разведки. Он доносил в карательные органы о прибывших в поселок партизанах. С его руки на каторжные работы в Германию отправили девять человек.
Он настолько хотел выслужиться перед оккупантами, что летом-осенью 1942 года изымал у односельчан скот, избивал их за несдачу хлеба немцам. За время службы староста изъял у населения для нужд Третьего рейха 230 пудов хлеба, 3 000 рублей, теплую одежду, скот.
Сожженные дома и пустые закрома обрекали женщин, детей, стариков на верную смерть.
— Женщины у каждого ассоциируются с добротой, теплом. С самого рождения в них заложена гуманность. Но в годы оккупации некоторые из них напрочь теряли свои женские качества. К примеру, одна жительница района зимой 1942 года задержала скрывавшегося военнопленного и сдала его жандармам. Она изымала лошадей у односельчан, а тех, кто отказывался выполнять ее требования, а также поддерживал связь с партизанами, избивала — рассказывает Павел Викторович.
Но и после освобождения Наровлянщины от немецко-фашистских захватчиков находились те, кто не отступил от своих подлых принципов. Так, гражданка Новаковская, жительница Демидова, после временной оккупации территории сельсовета вела пропагандистскую деятельность, восхваляла националистический режим и подвергала критике политику СССР и деятельность партизан.
Страшно представить, сколько злодеяний было совершено в угоду немецким оккупантам, для подтверждения лояльности их режиму. К предательству, к изменникам Родины, выступившим на стороне гитлеровской Германии, отношение советских людей было однозначным — ненависть и презрение. Каждый из наровлянских отступников понес наказание — от 10 до 20 лет исправительных трудовых лагерей. Но, как любят иногда говорить, порой советская власть была излишне гуманной.
(источник: https://narovlya.by/novosti/na-sluzhbe-u-korichnevoj-chumy/)
Владимир ВЫСОЦКИЙ: Трудное время было, трудное… Но никто не жаловался
Ушедший в бессмертие
Нелегкую, но насыщенную жизнь прожил участник Великой Отечественной войны, уроженец деревни Красновка Адам Павлович Партыко.
Родившийся в многодетной семье, Адам начал трудиться с 12 лет. Мальчишки грузили и возили торф, помогали в полевых работах. По окончании семилетней школы он работал в местном колхозе «Партизанская коммуна».
В мае 1941 года юноша призван в армию. Направили его в 131-й кавалерийский полк атаманской дивизии, располагавшийся тогда в молдавском селе под красивым названием Старый Париж. Там и встретил новобранец войну. В первом же бою его тяжело ранило. После лечения в госпитале — снова на фронт, в пехотные войска Первого украинского фронта. В их составе принимал участие в освобождении Киева, в боях под Туапсе, Керчью, в легендарном сражении за Сапун-гору под Севастополем. Здесь отважный солдат был ранен второй раз. В 1944 году вернулся домой, в Красновку.
За храбрость и мужество, проявленные в боях Адам Партыко награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу», Жукова, юбилейными наградами. До последних лет жизни бесстрашный воин отличался жизнелюбием, трудился, воспитывал детей, внуков, рассказывая им о героизме своих однополчан в сражениях против коварного врага.
(источник: https://narovlya.by/novosti/ushedshij-v-bessmertie/)