Наровлянщина информационная
85 лет Гомельской области
Год качества
Рус
Бел
En

Адрес: 247802, г.Наровля, ул. Коммунистическая, 3

Е-mail: 

priemrik@mail.gomel.by (для деловой переписки)

https://обращения.бел (для подачи обращений)

Телефон: (+375 2355) 4-33-12

Телефон-факс: (+375 2355) 4 32 41

Районный исполнительный комитет Историко-этнографический музей Река Наровлянка Река Припять Брама Краявіды Краявіды Маяк Поместье Река Припять
Районный исполнительный комитет

Наровля, что над Припятью-рекой

15 января 2014

Бус или Бусел? (исследование провели учащиеся СШ № 2)

Пожалуй, для каждого историка известно утверждение, что прародиной восточных славян считается долина реки Припять. Именно отсюда началась их расселение на другие территории. Но всё дело в том, что река Припять имеет протяженность в несколько сот километров и логичен вопрос: где именно поселились славянские племена? По всей длине Припяти (что весьма сомнительно) или же где-то находились очаги славянской цивилизации? А если так, то тогда есть ли на территории Наровлянского района следы пребывания первых славян? Ведь как-никак, а наш район занимает значительную часть правобережья долины Припяти.

Письменные источники, связанные с историей первых славян весьма скудны. Так, историк Иордан сообщает, что в IV веке готы потерпели поражение от славянского племени антов. Но им хитростью удалось захватить их вождя Божа вместе с сыновьями и старейшинами. Готы распяли их для устрашения других славян. Ещё одно свидетельство о первых славянах сохранил автор «Слова о полку Игореве»:

Девы готские у края
Моря синего живут
Русским золотом играя
Время Бусово поют.

Из этих двух документальных свидетельств можно сделать вывод, что IV век, «время Бусово», а большинство историков сходятся во мнении, что Бож из «Истории о деяниях гетов» Иордана и Бус из «Слова о полку Игореве» один и тот же исторический персонаж, был для славян часом тяжких испытаний. Когда в противостоянии с самым грозным на тот час врагом, готами, державшими в страхе Римскую империю, решалась и славянская судьба.

На территории нашего района на старом шляху от Наровли до Мозыря, в полутора километрах от деревни Заракитное есть урочище «Буслова могила». Это курганный могильник, а на вопрос «Кто такой Бусел?», местные жители отвечают: «Бусел – ето генерал таки був, а кали ён був, дак и мы не знаем и деды нашы не знали. У етаго Бусла, гаворать, була залатая шабля и залатые пагоны”. Или другой вариант: “Бусел ето у шведскую войну, ти то якую, палковник таки був. Тут ён и яго салдаты пахароненые лежать”. Можно ещё приводить примеры, но смысл их один – эти курганы народная память связывает с Буслом. А созвучие имён Бусел – Бус, да и тип захоронений – курган – наводит на мысль, что, скорее всего, здесь речь идет, конечно, не о шведской войне, а о “времени Бусовом”.

Причём Бусел во всех народных интерпретациях человек военный. Вот и одаривают его люди воинскими званиями и некоторым количеством золота – “…там золото раз в десять лет выходит, обмывается и, если знать як яго узять, то можно и богатым стать”.

Надо сказать, что “рыцари удачи” среди местных жителей находились, даже наш помещик Горватт проводил свои там раскопки. Понятно, что если первые, кроме кровавых мозолей на собственных руках, ничего не находили (“каму тыя чарапки трэба?”), то что там нашли люди Горватта – трудно сказать – всё-таки он, конечно, имел представление о том, что может находиться в курганах. Тем не менее, хоть и в потрепанном виде, но этот памятник истории сохранился до наших дней.

Недалеко от этой же деревни есть ещё одно достойное внимания место – городище. Местные жители называют его “Акопы” или “Валы”. Расположенное в дубово-грабовом лесу, оно представляет из себя два насыпанных по кругу вала высотой метров до двух. Длина первого вала по периметру метров до двухсот.
Внутренний вал лежит с одной стороны метров на тридцать от внешнего, а потом они постепенно сходятся между собой и там, где они подходят друг к другу метра на три, валы соединяются насыпью. Здесь, скорее всего, и был вход в городище.

Он обращен в сторону болота. И если бросить ретроспективный взгляд на это место, то не трудно догадаться, что болото было Припятью, валы, усеянные рядами частокола, соединялись воротами, а на центральной площадке городища стоял идол.

Тем более, что имеются, хотя и косвенные, но доказательства. До войны, по рассказам местных жителей в д. Заракитное приезжали какие-то ученые и они на городище нашли деревянный руль со старинной ладьи. Понятно, что если найден корабельный руль, то сразу прослеживается логическая цепочка – руль – корабли – река – торговля и т.д.

В актах, издаваемых Виленской комиссией, за 1581 год в привилее боярам Майковичам упоминается, что граница их земель “…есть почавшы от речки Наровли и од урочышча Городища Збоговского…”. Вне всякого сомнения, Збоговское Городище и урочище Акопы – это одно и то же место, а название Збоговское прямо указывает на то, что в ХVI веке люди помнили, что там стоял Бог (Бож, Бус) или же он там еще стоял на самом деле, что конечно сомнительно.

А в наше время старожилы рассказывают о городище: “Бывало гониш тавар да дому и кали садится сонцэ, сядеш пад дубом, прыслухаессе, а там духавая музыка грае и, ты знаеш, на душы так легко робицца”.

И не случайно именно духовая музыка разносится над городищем. В народном сознании и понимании она – олицетворенный символ былого величия и значимости этого места. Хотя, конечно, окончательный вывод должны сделать археологи. А пока эти исторические памятники займут достойное место на историко-экологическом маршруте Наровлянского района.

Василий ЧАЙКА

Семья года ЕДГ Диалоговая площадка Здоровые города Послание Президента Общественная приемная Очередь Помогут О содействии занятости населения Районная газета «Прыпяцкая праўда» Профилактика насилия в семье Профилактика Рейтинг Профилактика COVID-19 Афиша Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система Не жди белочку – туши окурок! investinbelarus биржа БФМ Защита прав потребителей Продажа и аренда государственной недвижимости Единая база
Интернет-ресурсы